Новости
30.06.2019
Получено положительное заключение Московской областной государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий на объекты на территории ЦЗС (централизованной заправки самолетов) аэропорта "Домодедово"
Проекты КМ (Конструкции металлические) и проекты КМД (Конструкции металлические деталировка)
Проект КМ (конструкции металлические)
Проект КМ выполняется проектной организацией для завода металлоконструкций. В проекте КМ решаются все вопросы компоновки металлических конструкций и увязки их с другими частями проекта: технологической, транспортной, архитектурно-строительной и др. В описательной части проекта приводятся обоснование для разработки проекта, технологическая характеристика объекта, сведения о районе строительства с изложением климатических и геологических данных, нагрузки, рассмотренные варианты проектных решений, сроки и стоимость строительства. На этом этапе определяется целесообразность применения металлических конструкций, производится выбор применяемых типовых конструкций и устанавливается принципиальная конструктивная схема сооружений.
В состав проекта КМ входят: перечень чертежей проекта КМ; заглавный лист, содержащий данные о нагрузках, марках сталей, условных обозначениях, маркировке и другие общие замечания; схемы металлоконструкций — планы, поперечные и продольные разрезы с маркировкой всех конструкций и указанием их сечений; узлы металлоконструкций, показывающие сопряжения отдельных элементов между собой, и спецификации металла по профилям на весь объект. Расчеты металлических конструкций содержатся в отдельной расчетно-пояснительнои записке или оформляются в виде расчетных листов в составе чертежей КМ. Чертежи КМ должны содержать все данные для разработки деталировочных чертежей КМД.
проект КМД (конструкции металлические, деталировка).
Проект КМД разрабатывается, как правило, в конструкторском бюро завода металлоконструкций на основе проекта КМ с учетом технологических особенностей завода (станки, поточные линии, сварочное оборудование, вспомогательные приспособления и т. д.) и наличия на складе ассортимента металла.
Проект КМД содержит заглавный лист со списком чертежей проекта и пояснительной запиской, монтажные схемы отправочных элементов с маркировкой и монтажными узлами металлоконструкций, рабочие чертежи отправочных элементов, сводные ведомости отправочных элементов, монтажных болтов, сварных швов и заклепок.
Монтажные схемы составляются по группам конструкций: колонии и связи между ними, конструкции покрытия (стропильные фермы, связи между ними), подкрановые балки и т. д. Монтажные схемы выполняются в масштабе 1/100 - 1/400 в зависимости от типа, размеров и сложности сооружения. Монтажные схемы — основная документация, по которой производится сборка конструкций на монтаже металлоконструкций, поэтому там должны быть показаны: взаиморасположение отправочных элементов с размерами и отметками, необходимыми для выверки конструкций, ведомости отправочных элементов, монтажных швов, болтов и заклепок. Сложные узлы сопряжений маркируются на схемах и приводятся обычно на отдельных листах.
В примечаниях к монтажным схемам указываются способы монтажных соединений металлоконструкций для каждой группы конструкций, маркировка элементов данной схемы, а также приводятся ссылки на чертежи смежных схем и на листы монтажных узлов и стыков.
Рабочие чертежи отправочных элементов должны содержать полные данные для изготовления элемента на заводе металлоконструкций. На рабочем чертеже помещаются:
- графическое изображение отправочного элемента в законченном виде с боковыми видами и необходимыми разрезами;
- геометрическая схема для решетчатых конструкций;
- изображения отдельных сложных деталей отправочного элемента;
- спецификация деталей, таблицы отправочных элементов, сварных швов и заводских заклепок;
- примечания.
Отправочный элемент изображается в основной проекции (проекция той плоскости, которая имеет наибольшие размеры, например ширину и длину), желательно в рабочем положении, т. е. соответственно положению этих элементов в готовом здании или сооружении. Вертикальные элементы большой длины (колонны, стойки) располагают горизонтально. Масштаб изображения 1:10, 1:15 или 1:20, при этом в простых элементах большой длины масштаб по длинной стороне разрешается принимать более мелким и даже произвольным. Для крупных решетчатых элементов (ферм, широких сквозных колонн) изображение геометрической схемы основной проекции выполняется в масштабе 1:30 или 1:50, а изображение деталей на этой схеме — в более крупных масштабах 1:10, 1:15или 1:20. Это позволяет уменьшить формат чертежа без снижения ясности его чтения. Размеры, проставляемые на изображении отправочного элемента, подразделяются на три группы:
1) размеры, необходимые для изготовления деталей, из которых состоит элемент;
2) размеры, определяющие взаиморасположение деталей и необходимые для сборки элемента;
3) размеры, определяющие взаимосвязь изображенного элемента с разбивочными осями сооружения или смежными элементами.
Размеры отдельных деталей проставляются один раз для каждой группы одинаковых деталей. Если деталь сложная, то ее изображают отдельно со всеми размерами, необходимыми для изготовления, а на основной проекции дают только привязку этой детали. Размеры для сборки отправочного элемента проставляют так, чтобы сборщик мог легко и безошибочно установить деталь на свое место.
При изготовлении отдельных деталей металлоконструкций и сборке их в элементе неизбежны отклонения от формы и заданных размеров, указанных конструктором на чертеже, поэтому, проставляя размеры, необходимо особо выделять те из них, соблюдение которых особенно важно. К ним относятся расстояния между опорной плитой колонны и местами опирания на нее других конструкции (ферм, подкрановых балок), расстояния между группами монтажных отверстий и др. Такие размеры обычно выделяют на чертеже рамкой (например, |8450|) , а если требуется большая точность, чем предусмотренная нормами на изготовление конструкции, то рядом с размером указывается допускаемое отклонение (например, 11980+1-2).
Вследствие допусков при прокатке размеры стальных профилей могут отличаться от номинальных (приведенных в сортаменте). Например, ширина полок и высота крупных уголков, двутавров и швеллеров могут быть на 3—4 мм больше или меньше, чем указано в стандарте. Поэтому привязку уголков и швеллеров делают за обушок, привязку двутавров — за вертикальную ось и одну из граней полок. Все размеры на чертежах металлоконструкций проставляют в миллиметрах.
Геометрическая схема решетчатых элементов изображается отдельно в произвольном масштабе. Расстояние между узлами вычисляют с точностью до 1 мм и проставляют непосредственно над линиями схемы без выносных размерных линий.
Каждая деталь элемента заносится в спецификацию деталей, которая предназначается для подготовки металла на складе, для их заготовки и подсчета массы элемента. Спецификацию составляют на каждую отправочную марку, в заголовке ее указывают марку стали. В спецификацию вносят генеральные размеры деталей, их число и массу с точностью 0,1 кг, причем фасонные листы площадью до 0,1 м2 считают при подсчете массы как прямоугольные, а отверстия и вырезы в прокатных элементах не учитывают. Массу всех деталей одного номера подсчитывают с точностью до 1 кг. Массу отправочного элемента определяют как сумму масс деталей с добавлением 1% на массу сварных швов или 2% на массу головок заклепок.
В графе спецификации «Примечания» указывают особенности обработки деталей: строжка, гибка, фрезеровка (или марка стали, если эта деталь должна быть изготовлена не из той стали, которая указана в заголовке спецификации).
В таблице отправочных марок указывают марки отправочных элементов, изображенные на данном чертеже (их может быть несколько), их массу, число штук каждой марки, подлежащих изготовлению, суммарную массу конструкций, которые надо изготовить по этому чертежу.
В примечаниях к чертежу обычно приводят;
а) марки сталей и дополнительные требования к ним;
б) указания о способах сварки и типах электродов;
в) указания о преобладающих на данном чертеже размерах сварных швов, диаметрах отверстий, обрезов, которые на чертеже не проставляются;
г) ссылки на другие чертежи проекта.
Если возникает необходимость некоторых отступлений от проекта КМ при разработке чертежей КМД (изменение сечений, соединений, отдельных узлов и т. д.), то они должны быть согласованы с проектной организацией, разрабатывавшей проект КМ.